Описание основной образовательной программы МБДОУ №71 г.Шахты
Пояснительная аписка
Настоящая образовательная программа (далее Программа) муниципального
бюджетного дошкольного образовательного учреждения г. Шахты Ростовской
области «Детский сад №71» направлена на создание условий развития ребенка,
открывающих возможности для его позитивной социализации, личностного
развития, развития инициативы и творческих способностей на основе
сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам
деятельности; на создание развивающей образовательной среды, которая
представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей с
учетом реализации приоритетных направлений по художественно-эстетическому
и физическому развитию, превышающих Стандарт; муниципальных особенностей
развития дошкольного образования города Шахты, территориальных
особенностей Донского края и необходимой коррекции речевых нарушений детей
от 5 до 7 лет.
Программа разработана на основе федеральных документов:
-Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012г "Об образовании в Российской
Федерации с изменениями от 8 декабря 2020 года;
Приказом
№1155 от 17.10.2013 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования»),
Примерной основной программы дошкольного образования, одобренной
решением федерального учебно-методического объединения по общему
образованию (от 20 мая 2015 г. № 2/15); Приказом Министерства просвещения РФ
от 31 июля 2020 г. № 373 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления
образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного
образования»;
Приказом Минобрнауки России от 28.12.2015 № 1527 «Об утверждении Порядка
и условий осуществления перевода обучающихся из одной организации,
осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам
дошкольного
образования,
в
другие
организации,
осуществляющие
образовательную
деятельность
по
образовательным
программам
соответствующих уровня и направленности», с изменениями в Порядок
от
25.06.2020г. №320;
Приказом Министерства просвещения РФ от 15 мая 2020 г. № 236 «Об
утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам
дошкольного образования» с изменениями на 8 сентября 2020 года;
СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации работы образовательных организаций и других
объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях
распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (с изменениями
на 2 декабря 2020 года),
Письмом Министерства образования Российской Федерации от 14.03.2000 года N
65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей
дошкольного возраста в организованных формах обучения»; Муниципальной
долгосрочной целевой программы «Развитие образования г.Шахты»; Устава
МБДОУ№71 г.Шахты.
Программа определяет целевые ориентиры, содержание и организацию
образовательного процесса в общеразвивающих группах раннего и дошкольного
возраста в условиях работы дошкольного учреждения по пятидневной рабочей
(понедельник, вторник, среда, четверг, пятница), с полным 12 часовым
пребыванием воспитанников -1 общеразвивающая группа раннего возраста (с 7.00
часов до 19.00 часов), 10 общеразвивающих групп
(с 7.30.-17.30 часов) в
образовательном учреждении, с выходными днями - субботой и воскресеньем.
Программа охватывает пять возрастных периодов физического и
психического развития детей в группах общеразвивающей направленности:
✓ группа раннего возраста№1, №2 (возраст детей от 1,5 до 3 лет)
✓ II младшая группа№1, №2(возраст детей от 3 до 4 лет)
✓ средняя группа №1, №2 (возраст детей от 4 до 5 лет)
✓ старшая группа компенсирующей направленности №1, №2 (возраст детей от 5
до 6 лет)
✓ старшая группа №3 (возраст детей от 5 до 6 лет)
✓ подготовительная к школе группа №1(возраст детей от 6 до 7 лет)
✓ подготовительная к школе группа компенсирующей направленности №2
(возраст детей от 6 до 7 лет)
Программа включает целевой, содержательный и организационный разделы и
обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных
видах деятельности в образовательных областях:
✓ социально-коммуникативное развитие;
✓ познавательное развитие; речевое развитие;
✓ художественно-эстетическое развитие;
✓ физическое развитие.
Программа состоит из двух частей: обязательной части, в объеме 60% и
формируемой части в объеме 40%.
Содержание обязательной части Программы разработано на основе
инновационной программы дошкольного образования «От рождения до школы»
/Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, Мозаика-Синтез,
Москва, 2019г.
Содержание Программы соответствует основным положениям возрастной
психологии и дошкольной педагогики и выстроено по принципу развивающего
образования, целью которого является развитие ребенка и обеспечивает единство
воспитательных,
развивающих
и
обучающих
целей
и
задач.
Содержание образовательной деятельности по профессиональной коррекции
речевых нарушений осуществляется в соответствии с адаптированной
основной образовательной программы для дошкольников 3-7 лет с
тяжѐлыми нарушениями речи (ОНР), составленной на основе
«Программы логопедической работы по преодолению общего недоразвития
речи у детей» Т.Б.Филичевой и Г.В.Чиркиной; примерной основной
образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы»
/Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, Мозаика-Синтез,
Москва, 2017г./; учебно-методического комплекта пособий О.С. Гомзяк
«Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников».
Обучение детей направлено на устранение речевого дефекта, а также на
предупреждение возможных трудностей в последующем усвоении школьных
знаний, обусловленных речевым недоразвитием и социальную адаптацию
воспитанников с речевыми нарушениями.
Содержание формируемой части обеспечивает превышение федерального
государственного
образовательного
стандарта
по
художественноэстетическому и физическому развитию дошкольников в группах
общеразвивающей и компенсирующей
направленности.
В МБДОУ
реализуются дополнительные программы по художественно-эстетическому
развитию в форме деятельности музыкально- фольклорного кружка
«Журавушка», театрального кружка «Театралы» (программа «Арт-фантазия»
под редакцией Э.Г.Чуриловой), логопедический кружок «Речецветик»
(дополнительная
программа
«Коррекция
нарушений
речи»
под
редакциейТ.Б.Филичевой,
Г.В.Чиркиной),
творческое
объединение
«Дошколёнок», хореографический кружок «Грация» для детей старшей и
подготовительной к школе группах. Содержание работы кружка осуществляется
по дополнительной программе «Маленькие звёздочки», разработанной на основе
программы «Са-ФИ-Дансе» под редакцией Ж.Е. Фирилева, Е.Г.Майкина.
Деятельность с детьми
направлена на приобщение детей к социокультурным
ценностям, знакомство культурными традициями и особенностями Донского
края средствами музыкальных произведений и донского казачьего фольклора,
развитие у детей музыкально- ритмических движений, совершенствование
пластики ребенка, формирование воображения, фантазии.
В ДОУ реализуются дополнительные программы по художественноэстетическому развитию в форме декоративно-прикладного творчества
«Семицветик» для детей старшей и подготовительной к школе группах.
Содержание работы кружка осуществляется по
дополнительной
образовательной программе «Цветные ладошки»
И.Н.Лыкова.
«Художественный труд в детском саду» И.Н.Лыкова.
Содержание формируемой
части Программы обеспечивает
воспитание, обучение и развитие детей дошкольного возраста во всех
образовательных областях посредством реализации специфики социокультурных,
культурно-исторических
традиций,
особенностей Донского края и
территориальных особенностей города Шахты на основе программы «Родники
Дона» Р.М.Чумичевой, О.Л.Ведмедь, Н.А.Платохиной
Ростов-на-Дону, 2005 г . и перспективного плана.
➢ Содержание региональной программы интегрировано во все разделы
программы и осуществляется в различных видах и формах деятельности
(экскурсии, целевые прогулки, чтение произведений донских писателей,
художественно-творческая деятельность и др.).
Организация образовательного процесса осуществляется с учетом
климатических, экологических факторов, особенностей культурного пространства
представленного системой социальной инфраструктуры (МБОУ СОШ №36
библиотека, поликлиника, городской драматический театр и др.) и особенностями
микросоциума, в окружении которого расположен детский сад.
При этом решение образовательных задач основной и формируемой части
Программы предусматривается не только в рамках организованной
образовательной деятельности, но и в совместной деятельности взрослых и
детей в режиме дня.
Реализация дополнительных образовательных программ, обеспечивающих
развитие индивидуальных способностей и интересов детей осуществляется во
вторую половину дня.
Образовательная деятельность в раннем возрасте (2 год - 3 года)
предусматривает предметную деятельность и игры с составными и
динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами
(песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослым и совместные игры со
сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с
бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие
смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная
активность.
Образовательная деятельность для детей дошкольного возраста (3 года - 7 лет)
предусматривает ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетноролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение
и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательноисследовательская
(исследования
объектов
окружающего
мира
и
экспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы
и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и
на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы,
модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование,
лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных
произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских
музыкальных
инструментах)
и
двигательная
(овладение
основными
движениями) формы активности ребенка.
Срок действия образовательной
программы устанавливается решением
педагогического совета МБДОУ №71 г.Шахты, с учетом времени пребывания
ребенка (или группы) в образовательном учреждении.
Некоторые разделы образовательной программы МБДОУ №71 г.Шахты, могут
в определенной степени изменяться, дополняться, уточняться на каждый учебный
год в связи с внесением изменений в федеральные, областные, муниципальные и
локальные нормативные требования, и приниматься решением педагогического
совета.